За последнее десятилетие в состоянии здоровья и патологии детей произошли существенные изменения. Причиной тому становятся различные травмы и несчастные случаи, происходящие с детьми.
Значительное число травм приводит к тяжелым осложнениям, подчас завершающимся инвалидностью, возникновению стойких функциональных нарушений, анатомических дефектов, которые в свою очередь обуславливают трудности в обучении, выборе профессии, социальной и личностной адаптации.
Казалось бы, обыденные ситуации, когда дети играют, бегают, смеются, толкаются. При этом сотни таких эпизодов проходят бесследно, и потому складывается впечатление об их безобидности. Но не редко бывает, что даже невинная «подножка» одного ребенка другому приводит к его падению с высоты собственного роста на жесткую поверхность, удар об угол подоконника, о батарею отопления, другие предметы, оказывающие травмирующее воздействие, — и в результате сильный ушиб головы, вывих плечевого сустава, перелом голени и прочие повреждения.
Особенно возрастает проблема детского травматизма и гибели детей в период летних школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице, на природе, вблизи водоемов, автомобильных дорог, объектов строительства, при этом остаются без присмотра взрослых. Причины травм и гибели весьма разнообразны: ожоги, ранения, падения, дорожно-транспортные происшествия, утопления и другие.
В указанный период также зоной повышенной опасности становятся детские игровые площадки, особенно оборудованные качелями, игровыми сооружениями, в основном которые содержатся ненадлежащим образом, имеют износ и неисправности игрового оборудования.
Условиями, способствующими травмированию и гибели детей, становятся неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неправильное, неосторожное поведение ребенка в быту, на улице, природе, в том числе во время игр, занятия спортом. Естественно, этому способствуют также и психологические особенности детей: любознательность, высокая эмоциональность и подвижность, недостаток жизненного опыта, а отсюда и отсутствие чувства опасности.
Важной задачей граждан и государства является предупреждение детского травматизма, а также несчастных случаев, происходящих с детьми.
В связи с чем взрослые должны постоянно предупреждать возможные риски и ограждать от них детей, своевременно устранять травмаопасные ситуации и условия внешней среды. Систематически обучать детей основам безопасной жизнедеятельности, при этом не развивать у ребенка чувства робости и страха, а наоборот, внушать ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.